Многие его недооценивают как полит. течение...вот текст из Википедии предназначенный для опровержения большинства слухов, доводов и убеждений на ету тему...Свобода, Равенство, Братство...
Коммунизм [править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Коммунизм (значения).Марксизм
Коммуни́зм (от лат. commūnis — общий) — термин, имеющий несколько значений.
Согласно марксистско-ленинской теории, коммунизм — это «общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм)-конечная цель коммунистического движения»[1]. Словарь иностранных слов (1988): «1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности, на средства производства; 2) вторая, высшая фаза коммунистической общественной формации, первой фазой которой является социализм.»[2]
Некоммунисты часто называют термином «коммунизм» коммунистическую идеологию. Словарь Вл. Даля дает следующее определение термина (орфография оригинала): «Комунизмъ, политическое ученiе о равенствѣ состоянiй, общности владѣнiй, и о правахъ каждаго на чужое имущество.»[3] Философский словарь (1911) дает такое определение термина: «Коммунизм — учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага. Всё зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага. Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон (ср. его „Политию“)»[4].
Иногда термином «коммунизм» обозначается политический режим, при котором у власти находится коммунистическая партия. Англоязычный толковый словарь Merriam-Webster характеризует термин «коммунизм» (в одном из нескольких значений) как: «тоталитарную систему правления, в которой единственная авторитарная партия контролирует находящиеся в государственной собственности средства производства
Марксизм
Основная статья: Марксизм
В развитии идей Карла Маркса выделяют два периода:
Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.
Маркс выделяет три общественных формации: первичную (община), вторичную (античность, феодализм, капитализм) и третичную. Первичная и вторичная формации основаны на общественной собственности. Третичная формация и называется коммунизмом.
Переход к данной стадии развития общества снимает отчуждение труда и делает возможным свободное самоосуществление человека в материальном и духовном производстве. Конечной целью коммунизма является создание условий для всестороннего развития каждого человека и всего общества в целом.
В марксизме существовали и существуют в настоящее время различные направления.
Традиционный (или классический) марксизм указывает на неизбежность революции в деле построения коммунистического общества, где решающая роль отводится пролетариату и его авангарду, организованному в политическую партию — партию рабочих, в противоположность всем другим, буржуазным партиям.
Ленин (марксизм-ленинизм)
Троцкий (троцкизм)
Сталин (сталинизм)
Мао Цзэдун (маоизм)
Ким Ир Сен (идеи чучхе)
Роза Люксембург (Люксембургианство или люксембургизм)
Социал-демократия (социал-реформизм) .
Бернштейн
Каутский
[править]
Научный коммунизм
Основная статья: Научный коммунизм
С точки зрения марксистов, учение коммунизма состоит из трёх основных частей «три составных части марксизма» [6]
материалистическая диалектика из двух частей, включая
«диалектический материализм» как всеобщая теория всего на свете исходя из постулатов материальности всего сущего, а также «исторический материализм» как вершина общественной философии и науки об обществе и окончательное слово в социологии;
марксистская политическая экономия, тоже из двух частей:
политическая экономия капитализма — теория прибавочной стоимости и политическая экономия социализма с основной идеей «планомерности развития хозяйства при социализме»;
собственно «научный коммунизм» как теория построения коммунистического общества посредством классовой борьбы и революции. Тут тоже можно выделить две части: хорошо теоретически разработанную теорию классовой борьбы, партии и революции (способ разрушения отжившего буржуазного мира)и менее разработанную теорию построения коммунистического общества без классов, эксплуатации, денег, где все «работают по способностям и получают по потребностям». Эта последняя часть учения менее разработана и является до сих пор ареной дискуссий адептов и критиков коммунизма.
Также введено понятие социализма, как первой стадии коммунизма, но с некоторыми элементами отжившего капитализма. При социализме допускаются денежные отношения, частная собственность, государство.
[править]
Понятия, формируемые с использованием термина «коммунизм»
[править]
Примитивный коммунизм
Основная статья: Первобытное общество
Согласно Энгельсу [7], наиболее древние человеческие сообщества, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Энгельс, однако, считает, что развитый коммунизм может возникнуть только после того, как история пройдет через рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм.
[править]
Утопический коммунизм
Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К 1700 году формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, представленные концепциями Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
[править]
Военный коммунизм
Название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории, контролируемой большевиками. Характеризовался принудительным перераспределением благ в условиях экономического хаоса. Крайне похожие на военный коммунизм меры ограничения свободы торговли, аналогичные применяемым большевиками, в той или иной степени применялись всеми участвовавшими в Первой мировой войне странами, столкнувшимися с разрушением систем обеспечения жизнедеятельности населения и снабжения войск в результате ничем не ограниченной спекуляции. «Принудительное перераспределение благ» применительно к снабжению голодавших городов хлебом по сути сводилось к Продразвёрстке.
[править]
Еврокоммунизм
Условное название политики коммунистических партий Западной Европы, критиковавших недостаток политических свобод и отчужденность партии и властей в странах, принявших советскую модель социализма. Российских последователей еврокоммунизма, или неавторитарного коммунизма, часто ошибочно называют троцкистами, несмотря на авторитаризм самого Троцкого и отсутствие в идеологии неавторитарных левых каких-либо следов предпочтения именно троцкистской ветви марксизма.
[править]
Анархо-коммунизм
Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным ученым и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали: повстанческое движение Нестора Махно в годы Великой Русской Революции, а так же действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день Анархо-Синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922/1923 годов.
[править]
Критика коммунизма
Критика коммунизма часто сводится к указанию на отсутствие стимулов к общественно-полезному труду при так называемом коммунистическом способе производства.
Такая критика основано на постулате, согласно которому человек не испытывает потребности в труде как таковом. Его целью являются некие осязаемые результаты труда — например, возможность приобретать материальные и нематериальные блага, признание и уважение в обществе, известность, слава, статус, место в общественной иерархии.
С другой стороны, одним из важнейших стимулов человеческой деятельности является потребность самовыражения, потребность творить. Именно на этом основываются предположения, что в постиндустриальном обществе будет достаточно людей, готовых трудиться безвозмездно.
Однако проблема заключается в том, что люди, работающие ради самовыражения, делают, как правило, то, что интересно лично им, а не то, что полезно обществу. В условиях рыночной экономики регулятором, снимающим это противоречие, являются деньги. Общественно-полезную работу человек выполняет за плату, а в свободное время делает то, что интересно лично ему, не получая за это вознаграждения или даже затрачивая собственные средства.
Коммунистический способ производства подобного регулятора не предусматривает. А общество, в котором общественные потребности и личные интересы людей не соразмеряются друг с другом, неизбежно остановится в своем развитии.
Критика коммунизма также часто основана на том, что коммунистическое общество несовместимо со свободой личности. Например С.В. Булгаков дал следующую прогнозную оценку коммунизма в 1913 году: «Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами, или на их потребление, и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни. <...> Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведёт к ниспрвержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного.»[8]
[править]
Возможности построения коммунизма
Символ Румынской коммунистической партии
Тоталитарное принуждение , то есть люди принудительно привлекаются к общественно-полезному труду. Именно в такую форму выливались все попытки практической реализации коммунистической идеи, предпринимавшиеся до сих пор. Как одну из версий такой формы общественной организации можно рассматривать и фантастическую идею кибернетического управления и планирования.
Выведение или воспитание нового человека (homo soveticus), для которого приходящаяся лично ему доля неинтересного общественно-полезного труда не будет обузой. Против этого выставляются два возражения: что это насилие над человеческой природой, и что она противоречит одной из первооснов марксизма — материализму. Однако занятие не очень интересной, но общественно полезной работой не противоречило человеческой природе во время формирования человека как вида, при первобытном коммунизме. Второе возражение исходит из вульгаризации марксистского понимания материализма, который не отрицал обратное воздействие сознания на быт.
Помимо ненасильственного изменения человеческого менталитета, существует и третья возможность установления коммунистического способа производства, не противоречащая идее учения. Если отталкиваться от человека, который будет делать для общества то, что ему нравится, то должен быть кто-то или что-то, кто возьмёт на себя работы, которые не будут пользоваться спросом. Общество могут обслуживать высокоинтеллектуальные роботы.
Поэтому, если человек оставит тяжелую работу для машин, а сам будет заниматься наукой, искусством и самосовершенствованием, то вероятен демократический переход к коммунистическому обществу.
В любом случае все эти варианты основаны на признании капиталистического способа производства несменяемым. Ортодоксальный способ построения коммунизма, основанный на материалистическом постулате «Сознание определяется бытием» — революционная смена способа капиталистического способа социалистическим, насильственная или демократическая.